Харчаванне

Нарматыўная база

Школьное питание – 

это залог здоровья подрастающего поколения»

Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни. Рациональное питание обучающихся — одно из условий создания здоровье — сберегающей среды в учреждении, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.

  Методические рекомендации по организации питания обучающихся в учреждениях образования в 2023/2024 учебном году;

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14 октября 2019 г. № 694 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 декабря 2022 г. № 917 "Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 г. № 694 

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17 января 2022 г. № 29 «О НОРМАХ ПИТАНИЯ И ДЕНЕЖНЫХ НОРМАХ РАСХОДОВ НА ПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, А ТАКЖЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ИЗ ЧИСЛА ЛИЦ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ»

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23 августа 2023 г. № 555 "Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317"

 Положение "По организации работы Совета по питанию"

 Положение "О бракеражной комиссии"

 Санитарные нормы и правила

 Основания и порядок подачи документов для выделения бесплатного питания учащимся

                                            

В 2023/2024 учебном году заявления от родителей на выделение бесплатного питания учащимся (многодетные семьи; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; семьи, где родители являются инвалидами I или II группы; малообеспеченные семьи; семьи, где дети признаны находящимися в социально опасном положении; дети, проживающие в сельской местности; семьи военнослужащих (служащих органов внутренних дел), где родители стали инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья (умерли вследствие ранения, полученных в период боевых действий); дети, обучающиеся по программе для детей с ОФПР) подаются на имя директора.

В течение пяти дней комиссия по выделению бесплатного питания рассматривает представленные документы и выносит решение.

К заявлению прилагаются:

  • многодетные семьи: удостоверение многодетной семьи;
  • дети инвалиды, родители инвалиды: удостоверение инвалида;
  • дети, признанные в социально опасном положении: выписка о признании находящимися в СОП
  • малообеспеченные семьи: сведения о доходах каждого члена семьи за последние двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, справка о месте жительства и составе семьи (оформляется по месту регистрации);
  • семьи военнослужащих (служащих органов внутренних дел), где родители стали инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья (умерли вследствие ранения, полученных в период боевых действий):
  • удостоверение инвалида о праве на льготы и вкладыш в данное удостоверение;

                      С вопросами обращаться к директору Цвирко Д.А.

свернуть

Информационный сборник технологических карт блюд и изделий

Настоящий информационный сборник технологических карт блюд и изделий (далее – Сборник) включает технологические карты новых блюд и изделий, которые разработаны с учетом вкусовых предпочтений обучающихся технологами центров по обеспечению деятельности бюджетных организаций и технологами субъектов хозяйствования, осуществляющих организацию питания в учреждениях общего среднего образования, как в рамках эксперимента по организации школьного питания, так и ранее.

Технологические карты новых блюд и изделий составлены в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1210-2010 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия» (далее – СТБ 1210-2010) и получили гигиеническую оценку.

В Сборник также включены технологические карты новых блюд из овощей, рыбы и соусов, разработанные УО «Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий».

Все блюда и изделия, приведенные в Сборнике, прошли экспериментальную технологическую отработку, базируются на применении щадящих методов кулинарной обработки и предназначены для обеспечения реализации принципов здорового питания.

В питании учащихся не используются острые приправы (хрен, перец, горчица, уксус), а также продукты с их использованием, соки и напитки в виде сухих концентратов, натуральный кофе, крабовые палочки, не отвечающие установленным требованиям для детского питания.

Для приготовления блюд используется соль поваренная пищевая йодированная, масло растительное в зависимости от промышленной переработки (нерафинированное, рафинированное, дезодорированное и другое), сыры (мягкие, полутвердые, твердые), нежирное мясо (свинина мясная, говядина первой категории или телятина), птица и субпродукты, преимущественно охлажденные, яйца куриные диетические, яйца перепелиные вареные, огурцы консервированные без уксуса, морская капуста консервированная или маринованная без уксуса.

Котлетная свинина и говядина не относятся к нежирному сырью, в связи с чем могут использоваться только в сочетании с нежирным мясом (к примеру, грудкой из птицы или индейки) или овощами. Котлетная свинина и говядина должны содержать жира и соединительной ткани не более 35% и 20% соответственно от общей массы полуфабриката (СТБ 1020-2008 «Полуфабрикаты мясные натуральные. Общие технические условия).

В случае поступления на производство пищевых продуктов и продовольственного сырья, отличных от указанных в технологических картах, нормы отходов и потерь при технологической обработке устанавливаются на основании контрольных проработок. Контрольные проработки проводятся на партию сырья однократно в количествах по усмотрению производителя и с учетом возможности реализации продукции. Контрольные проработки оформляются актами по форме, приведенной в СТБ 1210-2010.

При использовании в процессе изготовления блюд и изделий новых видов теплового технологического оборудования, обеспечивающего температурно-влажностный режим кулинарной обработки, отличный от указанного в технологических картах (например, пароконвектомат или индукционная электроплита и др.), нормы выхода блюд или вложения компонентов на заданный выход должны быть уточнены путем контрольных проработок.

Данный Сборник сформирован в целях актуализации действующего Сборника технологических карт блюд и изделий для питания учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования, утвержденного постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 11 июля 2006 г. № 21.

Вместе с тем Сборник является рекомендованным для использования при организации питания обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования.

Выбор технологических карт осуществляется с учетом производственных возможностей объекта общественного питания, квалификации работников.

Перечень технологических карт блюд и изделий

Название блюда

Количество

1.

Холодные блюда и закуски

57

2.

Блюда из творога и яиц

15

3.

Блюда из картофеля и овощей

16

4.

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

9

5.

Супы

10

6.

Блюда из рыбы

30

7.

Блюда из мяса и субпродуктов

39

8.

Блюда из птицы

72

9.

Сладкие блюда и напитки

27

10.

Мучные блюда

24

11.

Блюда из овощей

11

12.

Соусы

19

 

ИТОГО

329

Скачать информационный сборник технологических карт блюд и изделий(Архив 136.81 МБ)

Скачать информационный сборник технологических карт блюд и изделий(PDF 57.35 МБ)

свернуть

Комплексная система мер, направленная на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся в государственном учреждении образования "Вселюбская средняя школа"

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОПЛАТЕ ПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ РАСЧЁТ (ЕРИП)

В связи с вступлением в силу ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 декабря № 917 "Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 г. № 694" плата за питание будет производиться до 25-го числа текущего месяца. Расчетные счета остаются прежними. 

свернуть

Арганізацыя гарачага харчавання

ПРЕЗЕНТАЦИЯ пищеблока Вселюбской средней школы

 

Организация питания в

ГУО "Вселюбская средняя школа»

Правильное питание и его грамотная организация — это то, что обеспечивает организм всеми ресурсами для роста и развития, а также для всех возрастающих нагрузок в учреждении.

Горячее питание детей во время пребывания в учреждении является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению.

Организация питания обучающихся в учреждении образования осуществляется согласно статье 40 Кодекса Республики Беларусь об образовании с соблюдением нормативных правовых актов и иных документов.

 Питание учащихся в учреждении осуществляется в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь 14 октября 2019 г. № 694 «Об организации питания обучающихся» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 35, 5/15618), с учетом требований Санитарных норм и правил.

 На основании протокола заседания комиссии учреждения по предоставлению учащимся бесплатного питания создан приказ директора учреждения, согласно которого учащиеся обеспечены горячим обедом, полдником, а учащимся, посещающим группы продленного дня, предоставляется двухразовое питание.

Также на основании вышеуказанных документов определены льготные категории учащихся: учащиеся из многодетных семей (родители или иные представители которых с 1 по 25 августа подавших заявление руководителю учреждения образования и предоставивших удостоверение многодетной семьи).

Питание учащихся организуется по утвержденному руководителем учреждения образования графику под наблюдением педагогических работников .

Горячее питание учащихся осуществляется по примерным двухнедельным рационам питания, разработанным технологом и утвержденным руководителем учреждения образования. Примерные двухнедельные рационы питания разработаны дифференцированно по возрасту учащихся (6 - 10 лет, 11 - 18 лет), с учетом сезонности (лето-осень, зима-весна), разнообразия и сочетания пищевых продуктов, способов их кулинарной обработки на основании норм потребления пищевых веществ и энергии для детей согласно санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования к питанию населения: нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Беларусь.

При составлении дневных рационов питания различие наборов продуктов каждой возрастной группы реализуется изменением выхода блюд или включением дополнительных блюд, изделий.

При составлении меню в рационы питания не включаются одноименные блюда и гарниры в течение одного дня, а также в течение двух дней подряд.

В рационы питания не включаются продукты с острым вкусом (горчица, хрен, перец красный и черный, уксус). В рецептурах блюд уксус заменяется лимонной кислотой. Вместо острых приправ используются вкусовые приправы: петрушка, сельдерей, укроп, лук, чеснок, корица, ванилин. Из жиров используются сливочные и растительные масла.

Для приготовления блюд используются преимущественно такие способы кулинарной обработки, как варение, тушение, запекание, приготовление на пару.

С целью обеспечения учащихся витамином «С» ежедневно проводится витаминизация супов или сладких (третьих) блюд аскорбиновой кислотой в соответствии с Нормами питания.

Витаминизация компотов проводится после их охлаждения до температуры 12 - 15ºС перед их раздачей. При витаминизации киселей аскорбиновая кислота вводится в крахмальную муку.

На все реализуемые блюда и изделия имеются технологические карты, оформленные в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.

 При организации питания по меню скомплектованных рационов питания ведутся накопительные ведомости расходов продуктов на одного обучающегося. На основании накопительных ведомостей регулярно проводится анализ выполнения установленных норм питания и принимаются меры по улучшению его качества.

Выполнение денежных норм расходов на питание шеф-повар контролирует раз в пять дней.

Стоимость блюд, включенных в рационы питания, предоставляемых за счет бюджетных средств и за счет родителей или иных законных представителей, сформирована с применением единого уровня наценок.

Проводится работа по удешевлению питания. Удешевление питания обеспечивается за счет самостоятельной заготовки учреждением картофеля и овощей.

На пищеблоке учреждения технологическое оборудование обеспечивает исключение встречных потоков сырого и готового продовольственного сырья и пищевых продуктов, грязной и чистой посуды.

   Для обработки и хранения пищевых продуктов на пищеблоке установлено следующее оборудование:

1. технологическое оборудование на электропитании. Мармит для поддержания температуры только что приготовленных блюд в течение длительного срока. Для измельчения сырых и прошедших тепловую обработку пищевых продуктов используется раздельное технологическое оборудование;

2. холодильное оборудование для хранения пищевых продуктов;

3. производственные столы (цельнометаллические, с покрытием из нержавеющей стали). Для обработки сырого мяса, птицы и рыбы используются производственные столы, покрытые оцинкованным железом и с закругленными углами

4. производственные ванны, предусматривающие подводку холодной и горячей воды через смесители, воздушные разрывы в местах присоединения к водоотведению не менее 20 мм от верхней приемной воронки;

5. стеллажи, подтоварники для хранения пищевых продуктов, посуды, инвентаря, конструкции, используемые материалы и размещение которых позволяют проводить влажную уборку и дезинфекцию.

Торгово-технологическое и холодильное оборудование исправно. Оценка на соответствие торгово-технологического и холодильного оборудования паспортным характеристикам проводиться два раза в год –перед началом нового учебного года и в период зимних каникул, что фиксируется в специальном журнале.

 Производственные столы и производственные ванны промаркированы согласно назначению, в том числе в доготовочном (горячем) цехе – ГПП» (готовая продукция) и «СП» (сырая продукция).

Сотрудникам учреждения образования предоставляется питание в объеме и ассортименте, предусмотренном для обучающихся в учреждении образования путем предварительной оплаты через кассу бухгалтерии отдела образования спорта и туризма.

Для воспитания культуры питания у детей проводятся классные часы, беседы, факультативные занятия «По ступенькам правил здорового питания».

Особое внимание уделяется культуре обслуживания при предоставлении питания обучающихся, эстетическому оформлению обеденного зала.

Для воспитания культуры потребления внедряются современные технологии приготовления пищи, а также различные формы обслуживания детей: предварительный заказ блюд по меню завтрашнего дня.

В системе питания в учреждении реализуется принцип многоуровневого контроля качества питания, в том числе основная роль в организации и контроле за качеством питания отводится бракеражной комиссии и Совету по питанию, утвержденных приказом директора.

Каждая партия приготовленной пищи подвергается бракеражу (комиссионной оценке качества) с отметкой результатов в журнале по контролю за качеством готовой пищи (бракеражном).

В состав бракеражной комиссии входят два представителя от администрации (на случай отсутствия одного), шеф-повар, ответственный за питание школьников и ответственный за питание воспитанников разновозрастных групп.

В состав Совета по питанию входят: директор учреждения, учитель начальных классов, ответственная за горячее питание   воспитанников разновозрастных групп, представитель от родителей, представитель от профсоюзного комитета.

Основная цель работы Совета по питанию – создание условий, обеспечивающих полноценное питание обучающихся, как основного фактора охраны их здоровья.

В учреждении образования организован действенный контроль, мониторинг организации и качества питания обучающихся, эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на эти цели.

Вопросы организации питания обучающихся регулярно рассматриваются на совещаниях при директоре, заседаниях педагогических советов учреждения образования.

свернуть

Льготныя катэгорыі вучняў, якія харчуюцца

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 г. № 694 «Об организации питания обучающихся» определены категории учащихся, которым в учреждениях образования за счет средств республиканского и местных бюджетов предоставляется бесплатное одно-, двух- или трехразовое горячее питание в зависимости от длительности пребывания в учреждении образования  в учебные  дни (к учебным дням относятся дни, в которые проводятся уроки по утвержденным учебным планам):        

   Дети из малообеспеченных семей

  Двухразовое бесплатное питание

  Дети из многодетных семей

  Двухразовое бесплатное питание

 Трёхразовое бесплатное питание

  Дети-инвалиды

  Двухразовое бесплатное питание

  Учащиеся 1-4 классов 

  Одноразовое бесплатное питание

  Учащиеся 5-11 классов, проживающие в сельских населенных пунктах

  Одноразовое бесплатное питание

Для получения бесплатного питания родители или законные представители учащихся с 1 по 25 августа подают заявление руководителю учреждения образования.

    К заявлению прилагаются:

  • сведения о доходах каждого члена семьи учащегося за последние двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, и справка о месте жительства и составе семьи – для малообеспеченных семей, дети которых обучаются в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах;
  • удостоверение многодетной семьи – для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах;
  • удостоверение инвалида – для детей-инвалидов, обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах;
  • удостоверение инвалида – для семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы;
  • справка о месте жительства и составе семьи - для учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, проживающих в сельских населенных пунктах и посещающих городские учреждения общего среднего образования.

    При определении среднедушевого дохода семьи учащегося (исчисляется за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу обращения за бесплатным питанием) в составе семьи учитываются его мать и отец, дети, не достигшие 18 лет, дети в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся в учреждениях общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в дневной форме получения образования, а также инвалиды с детства I и II группы, получающие социальные пенсии.

    Решение о предоставлении бесплатного питания по заявлениям, поданным с 1 по 25 августа, принимается комиссией в течение пяти дней после истечения указанного срока подачи заявлений и оформляется приказом руководителя учреждения образования.

В случае обращения за предоставлением бесплатного питания после 25 августа комиссия принимает решение о его предоставлении в течение пяти дней со дня подачи заявления. При этом бесплатное питание предоставляется со дня принятия комиссией такого решения.

    Учащиеся, для которых не предусмотрено питание за счет средств республиканского и местных бюджетов, обеспечиваются питанием за счет средств родителей или иных законных представителей.

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ

 

                                                                                                                     Директору   

                                                                                                                     Государственного учреждения образования

            ЗАЯВЛЕНИЕ                                                                                       «Вселюбский учебно-педагогический

           __________ № ___                                                                              комплекс детский сад – средняя школа»

                                                                                                                      Цвирко Д.А.

                                                                                                        _____________________________

                                                                                                           ______________________________

                                                                                                                      проживающей по адресу

                                                                                                           ______________________________

                                                                                                          ______________________________

 

     Прошу предоставить бесплатное питание моей(моему) дочери (сыну)                    ____________________________________________________, учени (-це, -ку)  _____ класса, т.к. семья    является малообеспеченной/многодетной (нужное подчеркнуть).

Соответствующие документы прилагаются.

 

  «____»_______________20___г.                    ___________                ___________________  

                                            Подпись       Расшифровка подписи  

свернуть

Грашовыя нормы расходаў на харчаванне

С 21 января 2022г. установлены денежные нормы расходов на питание обучающихся в учреждениях образования

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17 января 2022 г. № 29 «О НОРМАХ ПИТАНИЯ И ДЕНЕЖНЫХ НОРМАХ РАСХОДОВ НА ПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, А ТАКЖЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ИЗ ЧИСЛА ЛИЦ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ»

    Согласно документу, денежные нормы расходов на питание увеличатся на 10 % в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования, в учреждениях профессионально-технического образования, оздоровительных лагерях и на питание участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования.

В зависимости от возраста ребенка и времени его пребывания стоимость питания определена в размере:

 

Одноразовое питание

6-10 лет – 1р.83 коп.

11-18 лет – 2р.11 коп.

 

Двухразовое питание

6-10лет – 3р.05 коп.

11-18лет – 3р.52 коп.

 

Трёхразовое питание

6-10лет – 3р.93 коп.

11-18лет – 4р.41 коп.

свернуть

Карысная інфармацыя аб здаровым і правільным харчаванні

Полезная информация о здоровом и правильном питании

   Дети школьного возраста нуждаются в сбалансированном питании, с высоким содержанием витаминов и микроэлементов, которое поможет их организму развиваться и оставаться здоровым. Ниже вы найдете информ  ацию о том, на чем базируется здоровое питание школьников.

Помните древнее выражение – «Ты есть то, что ты ешь»? Как ни странно это не звучит, но питание играет в жизни любого человека очень важную роль, а уж в жизни ребёнка – тем более. Правильное питание школьника – залог его здоровья, успеваемости и нормального развития. По мнению диетологов, ребёнок, учащийся в школе, должен есть не менее 4 раз в день, причём завтраки, обеды и ужины обязательно должны включать в себя горячие блюда. Школьники проводят по полдня вне дома, а некоторые – и вовсе весь день, оставаясь в продлёнке. Наша задача – накормить детёныша правильным завтраком и ужином и дать с собой не только вкусный, но и полезный «тормозок».

Регулярный прием пищи

Детям необходимы регулярные приемы пищи и перекусы между ними. Особенно это важно, когда мы ведем речь о здоровом питании младших школьников. Если вместо этого ребенок привыкнет «перехватывать» что-то на ходу, речи о сбалансированном питании быть, конечно, не может.

Хорошо, когда дети начинают свой день питательным завтраком – например, молоком с хлопьями, чтобы справиться с утренней нагрузкой в школе. Затем – один тост, 1-2 фрукта или кусок кекса дадут им дополнительную энергию, чтобы чувствовать себя бодрыми до обеда. Сам обед желательно сделать как можно более разнообразным.

Основные правила здорового питания школьников рекомендуют родителям следующее:

  • 1-2 раза в неделю ребенку желательно есть рыбу;
  • 1 раз в неделю – красное мясо (такое, как говядина);
  • 1-2 раза в неделю ребенок должен есть бобовые или такие блюда, как фаршированные овощи;
  • в остальные дни ребенку можно давать белое мясо (например, курицу) или блюда, приготовленные из макаронных изделий.

Примите к сведению, что к здоровому питанию школьников можно приучить с помощью совместных ужинов и обедов по выходным, во время которых вы собираетесь за столом всей семьей.

Продукты из всех пищевых групп

Говоря о здоровом питании учащихся, надо заметить, что детям необходимо есть продукты всех пищевых групп – чтобы удовлетворить нужду своего организма в питательных веществах. Остановимся на этом подробнее.

Хлеб, другие злаковые и картофель. Хорошо, чтобы питание школьников опиралось на эту группу продуктов. Готовя еду отдайте предпочтите муке грубого помола, здоровое питание предполагает, что 2/3 рациона школьников будут составлять продукты, изготовленные именно из такой муки.

Фрукты и овощи. Для здорового, полноценного питания школьникам необходимо давать 5 порций разнообразных фруктов и овощей ежедневно.

Одной порцией может считаться:

  • 1 фрукт среднего размера – например, банан, яблоко, апельсин;
  • 2 фрукта маленького размера (таких, как слива), 10-15 виноградин, вишен, ягод;
  • 1 небольшая порция салата из свежих овощей;
  • 3 полных столовых ложки приготовленных овощей – таких, как зеленый горошек;
  • 3 полных столовых ложки приготовленных бобовых – таких, как фасоль (если ребенок съест больше, это все равно засчитывается, как одна порция);
  • 1 столовая ложка сухих фруктов – таких, как изюм или курага;
  • 1 небольшой стакан натурального сока (если ребенок выпьет больше, это все равно засчитывается, как одна порция).

Молоко и молочные продукты. Давайте детям, по крайней мере, 3 порции молочных продуктов в день. Это может быть 1 упаковка йогурта, 1 стакан молока или 1 кусочек сыра размером со спичечную коробку. Это особенно важно для здорового питания младших школьников. Молочные продукты пониженной жирности обычно содержат в себе такое же количество кальция и тот же перечень витаминов, которые мы находим в продукции нормальной жирности. Однако полностью обезжиренные молочные продукты детям употреблять нежелательно.

Мясо, рыба и альтернативные им продукты. Мясо (особенно красное) и рыба являются наилучшими источниками железа. Однако бобовые (чечевица, фасоль), зеленые листовые овощи и обогащенные злаки также могут дать организму школьника достаточно железа.

Жирная рыба – такая, как сардины, анчоусы, макрель, лосось – очень богаты Ω-3 жирными кислотами. Эти кислоты необходимы для правильного функционирования нервной, иммунной и сердечно сосудистой систем ребенка. Правила здорового питания не только школьников, но и детей вообще, говорят о том, что в неделю детям необходимо съедать 2 порции жирной рыбы. Однако избегайте давать ребенку рыбу-меч, поскольку в ней содержится большое количество ртути.

Жирные или сладкие продукты. Продукты высокой жирности или с большим содержанием сахара – такие, как торты, печенье, шоколадные вафли, хрустящий картофель – дают школьникам много энергии, однако почти не содержат в себе витаминов. В небольшом количестве детям сладости употреблять можно, однако, только как компонент сбалансированного питания, а не как замену основной, здоровой и полезной пищи.

Полезные напитки. В качестве самых подходящих напитков здоровое питание предлагает для школьников молоко и воду - поскольку они не разрушают их зубов. Соки обладают повышенной кислотностью и содержат высокий процент сахара (даже в натуральных соках мы находим природные сахара). Поэтому соки детям лучше давать вместе с едой - в противном случае, желательно разбавлять их водой.

Общее количество жидкости, которое необходимо школьнику в течение дня, зависит от погоды, физической активности ребенка и от продуктов, которые он ест. Неплохой идеей будет давать детям один стакан воды (молока или сока) с каждым приемом пищи, и один стакан – между приемами. Давайте детям больше жидкости во время жары и в период повышенной физической активности.

Здоровое питание младших школьников вообще не позволяет употребление газированных напитков типа кока-кола, содержащих кофеин. Что касается школьников старшего возраста - избегайте давать им газированные напитки с содержанием кофеина во время еды, поскольку кофеин препятствует всасыванию организмом железа.

Основные же принципы здорового питания одинаковы для всей семьи. Чаще готовьте салаты из свежих овощей с зеленью, пусть дети заряжаются витаминами. Научите ребёнка пользоваться блендером и предоставьте ему возможность самому себе готовить полезные смузи из свежих соков, фруктов или ягод с зеленью или проростками пшеницы. Отдавайте предпочтение приготовлению на пару – это быстро, удобно и намного полезнее, чем, скажем, варка или жарка. На гарнир старайтесь готовить не традиционные макароны или жареную картошку, а овощные блюда, припущенные, сваренные на пару или запечённые в духовке. В обычные оладьи для завтрака добавьте нарезанные тонкими дольками яблоки, натёртую морковь или капусту, нашинкованную максимально мелко – это и вкусно, и полезно. В тесто для домашней выпечки щедро добавляйте отруби – клетчатка жизненно необходима абсолютно всем, а уж детям, по полдня проводящим за партой, тем более. Отруби можно добавить и в творожную запеканку. Не забывайте о бобовых, как об источнике растительного белка. Кроме горохового супа, из бобовых можно приготовить множество очень вкусных блюд, стоит только захотеть. Котлетки из фасоли, фалафель из нута, индийский дхал, плов из риса и маша – на нашем сайте вы можете найти практически любой рецепт!

Правильная организация питания школьников обеспечивает организм детей всеми ресурсами не только для роста и развития, но и для возрастающих нагрузок в школе и полового созревания. И ваш вклад, как родителей, особенно важен.

свернуть

Прынцыпы здаровага харчавання школьнікаў

  ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 

  КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ

  ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ

  ОТЧЕГО ТОЛСТЕЮТ ДЕТИ И КАК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ

   Основные принципы организации рационального   

     питания сохраняют свою актуальность для людей всех возрастов.

Назовем их еще раз:

  1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.
  2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.
  3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.
  4. Оптимальный режим питания.
  5. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
  6. Учет индивидуальных особенностей детей.
  7. Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Однако организация питания подростков, школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:

  • Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни.
  • Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.
  • На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу.
  • Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.

Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.

Именно в эти годы — фактически начиная с 10 лет — ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.

Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.

При составлении рациона для школьников 10-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка.

Среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков школьного возраста

 

Вещества

 

7-10 лет

11-13, мальчики

11-13, девочки

14-17, юноши

14-17, девушки

Энергия, ккал

 

2350

2750

2500

3000

2600

Белки, г, в том числе животные

 

7746

9054

8249

9859

9054

Жиры, г

 

79

92

84

100

90

Углеводы, г

 

335

390

355

425

360

Минеральные вещества, мг

Вещества

7-10 лет

11-13, мальчики

11-13, девочки

14-17, юноши

14-17, девушки

Кальций

 

1100

1200

1200

1200

1200

Фосфор

 

1650

1800

1800

1800

1800

Магний

 

250

300

300

300

300

Железо

 

12

15

18

15

18

Цинк

 

10

15

12

15

12

Йод

 

0,10

0,10

0,10

0,13

0,13

Витамины

Вещества

7-10 лет

11-13, мальчики

11-13, девочки

14-17, юноши

14-17, девушки

С, мг

 

60

70

70

70

70

А, мкг

 

700

1000

800

1000

800

Е, мг

 

10

12

10

15

12

D, мкг

 

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

В1, мг

 

1,2

1,4

1,3

1,5

1,3

В2, мг

 

1,4

1,7

1,5

1,8

1,5

В6, мг

 

1,6

1,8

1,6

2

1,6

РР, мг

 

15

18

17

20

17

Фолат, мкг

 

200

200

200

200

200

Примерный вес суточного рациона (нетто) подростков 14-17 лет около 2,5 кг.

Исходя из этих данных, можно сформировать среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников.

 

Продукты

 

Возраст школьника

7-10 лет

11-13 лет

14-17 лет Юноши

14-17 лет Девушки

Хлеб пшеничный

150

200

250

200

Хлеб ржаной

70

100

150

100

Мука пшеничная

25

30

35

30

Крупы, бобовые, макаронные изделия

45

50

60

50

Картофель

200

250

300

250

Овощи разные

275

300

350

320

Фрукты свежие

150-300

150-300

150-300

150-300

Фрукты сухие

15

20

25

20

Сахар

60

65

80

65

Кондитерские изделия

10

15

20

15

Масло сливочное

25

30

40

30

Масло растительное

10

15

20

15

Яйцо, шт.

1

1

1

1

Молоко, КМПр

500

500

600

500

Творог

40

45

60

60

Сметана

10

10

20

15

Сыр

10

10

20

15

Мясо, птица, колбасы

140

170

220

200

Рыба

40

50

70

60

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.

Завтрак дома

Нередко дети плохо завтракают перед школой или вовсе отказываются от еды. Это может плохо сказаться на их здоровье. С другой стороны, в этом непростом возрасте насильно решить проблему невозможно, да и не стоит. Как же ребенку получить полноценное питание, которое ему просто необходимо?

Взрослым следует понаблюдать за вкусовыми предпочтениями подростка и постараться предложить школьнику на завтрак что-нибудь полезное и вкусное. Объяснить ему, почему так важно поесть перед школой.

Пища для завтрака не должна быть «тяжелой», перенасыщеной жирами. Это может быть рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно — какие-нибудь овощи. Можно дополнить меню чаем, какао с молоком или соком.

Горячий обед

«Школьный бутерброд» не может заменить полноценного обеда. Поэтому важно объяснить ребенку, особенно если он остается после уроков на «продленку», что очень важно и полезно есть «горячее». Если же ребенок находится на занятиях до часа или до двух, а затем отправляется домой, взрослые должны проследить, чтобы там его ждал полноценный обед.

Диета

У многих подростков в связи с перестройкой всего организма нередко возникают проблемы с обменом веществ и, как следствие, проблемы с лишним весом и состоянием кожи. Иногда эти неприятности кажутся взрослым незначительными, но для самого подростка они очень болезненны. Важно не оставить ребенка наедине с этими проблемами, тем более что многие из них корректируются при помощи правильно подобранной диеты.

При этом ни в коем случае нельзя формировать эту диету самостоятельно, без помощи диетолога. Потому что в любом случае ребенок должен получать все необходимые вещества и микроэлементы. Категорически исключаются любые голодания, «разгрузочные дни», диеты с жестким ограничением по калориям, тяжелые даже для взрослого организма.

Все перечисленные проблемы как правило носят временный характер и устраняются за счет сбалансированного питания, режима дня и физических упражнений. Однако если нарушения имеют более серьезный характер, то вопросы лечения должны решаться специалистами.

 

свернуть

Работа з вучнямі па фарміраванні культуры харчавання

Работа з законнымі прадстаўнікамі вучняў