Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне адукацыі Навагрудскага райвыканкама
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
Уселюбская сярэдняя школа
В презентации представлены основные понятия, связанные с профессиональным выбором, самоопределением.
Главное управление образования Гродненского областного исполнительного комитета информирует о том, что в целях популяризации профессионального образования среди учащейся молодежи, информирования о разнообразии профессий и возможностях обучения по различным специальностям, содействия профориентационной работе УО «Республиканский институт профессионального образования» при содействии проекта ЕС «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси» создан YouTube-канал «Твоё профессиональное образование» (далее - YouTube-канал).
На YouTube-канале представлены видео-экскурсии в учреждения профессионального образования и предприятия Беларуси, интервью с экспертами, учащимися и конкурсантами республиканских и международных соревнований WorldSkills.
Ссылка на YouTube-канал «Твоё профессиональное образование»:
Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
1. Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
2. Профессиональное консультирование — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
3. психологическую поддержку — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.
Вместе, но не вместо
Главное для родителей – отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают – потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит.
С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.
7 шагов к решению
Итак, задача родителей – не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?
ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки – названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет – минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ профориентации – не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист – отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя – выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом – и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, – стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.
ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
ШАГ 4. От слов – к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе. Например, в Московском городском дворце детского творчества на Воробьевых горах работают учебные группы актеров, астрономов, автомехаников, предпринимателей, продюсеров, кинооператоров, десантников и много-много других, общим числом более 1 200! (Обратите внимание: занятия в большинстве из них бесплатные.) Другой интересный вариант – школы юных при МГУ (юного химика, физика, психолога, переводчика, журналиста, геолога и т. д.). Задача таких школ не столько в подготовке к поступлению в вуз, сколько в приобретении начального профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри». Занятия в некоторых из таких школ также бесплатные.
ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя – свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой – соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту – умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу – физическую подготовку и организаторские способности и т. д. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов – не выдать на гора готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.
ШАГ 6. В институт – на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз – и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение – ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей – посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое – не мое».
ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть». Ошибка – тоже опыт Выбор профессии – дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся – в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять. Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.
Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».
С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!
Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях. Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:
Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
По вопросам предоставления заявок на оформление договора о целевой подготовке специалиста (служащего) необходимо обращаться непосредственно к руководителю учреждения общего среднего образования Цвирко Диана Анатольевна, тел. 6-16-09/ (заместителю руководителя по УР) /Малашевская Елена Викторовна, тел. 6-16-29), в котором обучается выпускник, а также педагогу, выполняющему обязанности классного руководителя.
Дополнительную информацию и разъяснения по вопросам целевой подготовки в 2023 году можно получить у специалиста управления образования райисполкома по телефону 2-29-35 (Толочко Наталья Вацлавовна).
К сведению выпускников и их родителей!
В целях удовлетворения кадровой потребности отрасли образования Новогрудского района управлением образования Новогрудского районного исполнительного комитета до 25 марта 2023 года принимаются заявки от выпускников IX и XI классов учреждений общего среднего образования на выделение мест для целевого приема в 2023 году на педагогические специальности в высшие и средние специальные учебные заведения Республики Беларусь.
Целевая подготовка специалистов, рабочих, служащих – подготовка специалистов с высшим, средним специальным образованием, рабочих со средним специальным образованием, рабочих (служащих) с профессионально-техническим образованием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в дневной форме получения образования в целях удовлетворения кадровых потребностей организаций Республики Беларусь за счет персонального привлечения лиц из числа граждан Республики Беларусь, проживающих в Республике Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, являющихся выпускниками учреждений образования Республики Беларусь, осуществляемая в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием.
Договор о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием заключается между государственным учреждением образования, гражданином и организацией – заказчиком кадров, имеющей потребность в подготовке специалиста с общим высшим образованием, или специалиста с углубленным высшим образованием, или специалиста со специальным высшим образованием, или специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, или рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием.
Правилами приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 27.01.2022 № 23, увеличено количество мест для лиц, которые поступают на условиях целевой подготовки. Количество мест для получения высшего образования на условиях целевой подготовки утверждается по специальностям учредителями учреждений высшего образования или уполномоченными ими органами по согласованию с Министерством образования, в том числе по специальностям профиля образования «Здравоохранение» - до 80 процентов от контрольных цифр приема (ранее было до 50 процентов), по направлению образования «Сельское хозяйство» - до 70 процентов от контрольных цифр приема (ранее было до 60 процентов), по иным специальностям - до 60 процентов от контрольных цифр приема (ранее было до 40 процентов).
Право первоочередного зачисления по отдельному конкурсу имеют абитуриенты, поступающие на места, установленные контрольными цифрами приема для получения высшего образования на условиях целевой подготовки. Абитуриенты, которые не проходят по данному конкурсу, вправе участвовать в конкурсе на общих основаниях.
Без вступительных испытаний в учреждения высшего образования зачисляются лица, поступающие в учреждения высшего образования соответствии с договором о целевой подготовке, прошедшие обучение в профильных классах (группах) педагогической направленности учреждений общего среднего образования и учреждений среднего специального образования (при наличии в документе об образовании отметок не ниже 8 (восьми) баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний, отметок не ниже 7 (семи) баллов по всем остальным учебным предметам, при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили, и по результатам собеседования, проводимого учреждением высшего образования в порядке, устанавливаемом Министерством образования Республики Беларусь, при поступлении на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования Республики Беларусь.
В соответствии с действующим законодательством выпускникам, получившим высшее и среднее специальное образование на основании договора о целевой подготовке, которым место работы предоставлено путем распределения, направления на работу в бюджетные организации сферы образования, в течение срока обязательной работы по распределению (согласно сроков, установленных в договоре о целевой подготовке) осуществляются ежемесячные доплаты к заработной плате в размере 30 процентов от оклада.
Педагогическим работникам с высшим и средним специальным образованием, отработавшим срок обязательной работы по распределению, направлению на работу и продолжающим работать на должностях педагогических работников, надбавка молодым специалистам выплачивается в течение последующего одного года в размере 30 процентов от оклада.
В соответствии с пунктом 4 протокола поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 21 ноября 2014 г. при посещении учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол от 12.01.2015 № 1) в договор о целевой подготовке включены дополнительные условия поддержки молодых специалистов: в обязательном порядке предоставление жилого помещения; единовременные выплаты для лиц, продолживших работать в организации после обязательного срока работы и заключивших контракт не менее чем на 3 (три) года в размере 5 (пяти) базовых величин.
Следственно – экспертный факультет
УО « Академия МВД Республики Беларусь»
Управление Следственного комитета Республики Беларусь по Гродненской области проводит отбор кандидатов для поступления на следственно – экспертный факультет учреждения образования « Академия МВД Республики Беларусь».
Кандидатами могут стать юноши:
- которым в году поступления исполняется (либо уже исполнилось) 17 лет;
- получающие (получившие) общее среднее, профессионально – техническое либо среднее специальное образование;
- не имеющие по состоянию здоровья противопоказаний для прохождения срочной военной службы.
МЫ ПРЕДЛАГАЕМ:
- полное государственное обеспечение на период обучения (бесплатное проживание в общежитии учреждения образования, предоставление форменного обмундирования, обеспечение питанием, выплата денежного довольствия);
- бесплатное высшее юридическое образование ( срок обучения 4 года);
- по окончании обучения – присвоение квалификации «юрист» и специального звания «лейтенант юстиции», гарантированное трудоустройство на должности начальствующего состава в подразделениях Следственного комитета г. Гродно и Гродненской области;
- социальную защиту, предусмотренную законодательством для сотрудников Следственного комитета и членов их семей
(государственное страхование и медицинское обслуживание, возможность получения арендного жилья и перспектива строительства собственного жилья с использованием льготного кредита).
Контактные телефоны: (801597) 40065; (801597) 40881.
________________________
________________________
Обучение проводится по очной форме за счет бюджетных средств и составляет 5 лет. Воспитанники получают полное государственное обеспечение.
Порядок поступления в Специализированный лицей:
1-ый этап: родителям или законным представителям детей, окончивших 6 классов школы и желающих обучаться в Специализированном лицее, до 1 июня необходимо обратиться в Новогрудский районный отдел по ЧС с заявлением о поступлении;
2-ой этап: предварительный отбор, представляющий собой медицинское освидетельствование;
3-ий этап: сдача вступительных испытаний по математике (письменно), русскому или белорусском языку (диктант) на выбор, по программам для общеобразовательных учреждений и физической культуре (выполнение нормативов).
Более подробную информацию уточняйте по номеру телефона:
8-015-97-2-29-93 МАЛУХА Сергей Александрович
________________________
ГУО «Университет гражданской защиты МЧС»
________________________