Класнаму кіраўніку

Полезные ссылки

  • Сайт Настаўнік.info – гэта своеасаблівае перанясенне ў інтэрнэт-прастору адукацыйнага досведу беларускіх настаўнікаў з усіх рэгіёнаў краіны.
  • На сайте «Учителю.net» можно скачать и поделиться материалами: конспекты уроков, тематические и поурочные планирования, классные часы, родительские собрания, наглядные пособия, открытые уроки, раздаточные материалы, методические разработки, учебники, лабораторные и практические работы, контрольные работы и тесты, методические разработки и многое другое для учителей русского языка и литературы, белорусского языка и литературы, астрономии, биологии, географии, изо, английского, немецкого, французского языка, информатики, истории, математики, музыки, трудового обучения, физической культуры, физики, химии, черчения, учителей начальных классов, классных руководителей, заместителей директора по воспитательной и учебной работе, психологов, педагогов-организаторов, директоров школ, гимназий, лицеев, колледжей, вузов.
свернуть

Алгоритм действий классного руководителя по предупреждению правонарушений

  1. Составление социального паспорта класса.
  2. Выявление случаев раннего неблагополучия детей.
  3. Подготовка необходимых документов для совета профилактики
  4. Информирование всех заинтересованных в профилактической работе лиц по данному факту (заместителя директора по воспитательной работе, педагога социального, педагога-психолога).
  5. Участие в разработке индивидуальной карты социального и психолого-педагогического сопровождения учащегося.
  6. Вовлечение учащегося в досуговую, общественно-полезную деятельность.
  7. Осуществление ежедневного контроля за посещаемостью занятий, успеваемостью учащегося; в случае необходимости оперативное информирование родителей.
  8. Организация индивидуальной работы с родителями.
  9. Анализ социальной адаптации учащегося, информирование администрации школы, родителей о результатах профилактической работы с несовершеннолетним.
свернуть

Заповеди хорошего учителя и классного руководителя

Умей признавать свои ошибки (и уж тем более старайся не повторять их). Не бойся ошибок – на ошибках учатся.
Если увидел что-то, плохо сделанное детьми, подумай, в чем твоя ошибка.
Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве – тебе будет легче понять ребенка.
Старайся в любой ситуации представить себя на месте ребенка (нравится ли, что и как тебе говорит учитель; что ты чувствуешь при этом; каковы твои желания и отношение к нему).
Откажись от идей превосходства, желания залезть в душу ребенка и принуждать его к откровенности; умей выслушивать ребенка и ждать, пока он сам захочет рассказать тебе о своих проблемах и сокровенных тайнах.
Старайся видеть успехи детей и радоваться каждому из них.
Принимай ребенка таким, какой он есть со всеми его достоинствами и недостатками, ведь и ты не идеал. У каждого человека есть положительные качества, вот и делай на них ставку.
Всегда нужно найти то, за что похвалить.
Постарайся общаться и сотрудничать с детьми как можно больше (вместе оформить стенгазету, вместе принять решение и т.д.).
Не делай ничего за ребенка, а делай вместе с ним.
Будь готов понять интересы ребят, их взгляды, настроение, моду, кумиров и пр.
Жалок учитель, лишенный чувства юмора.
Умей выслушать и услышать каждый ответ ребенка.
Научись не приказывать, а просить, тогда ребенок все сделает.
Помни, человек сложен.
Не будь ханжой в острых и трудных вопросах детской жизни.
Научись все видеть и слышать и кое-что не замечать.
Не читай много нотаций – все равно не поможет.
Не всегда ищи виноватого.
Главное достоинство учителя – это чувство справедливости.
Не гонись за любовью детей, она сама тебя догонит.
Не играй в друзья с детьми, а будь им другом.
Поручай детям такие дела, в которых они видели бы результат своей деятельности.
Не выбирай себе любимчиков.
Чтобы иметь согласие – уважай разногласия.
Не нужно отыгрываться на детях, если у тебя плохое настроение.
Не убивай ребенка потоком знаний.
Если Вам кажется, что Вас не любят дети, то Вам правильно кажется.
Если Вы говорите, что у Вас ужасные дети, Вы правы: у Вас они не могут быть другими.

свернуть

Циклограмма деятельности классного руководителя

ЕЖЕДНЕВНО

Контроль за:

• посещением занятий;

• внешним видом обучающихся;

• состоянием здоровья;

• выполнением правил внутришкольного распорядка учащимися;

Профилактика:

• опозданий;

• противоправного поведения;

• конфликтов.

Организация:

• дежурства учащихся в классном кабинете;

• питания учащихся;

• ученического самоуправления;

• индивидуальной работы с учащимися и их законными представителями.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНО

Контроль за:

• ведением дневников;

• пропусками уроков.

Организация и проведение:

• информационного часа, классного часа, мероприятий ;

• работы с родителями;

• работы с учителями-предметниками, работающими в классе.

Анализ:

• успеваемости;

• уровня воспитанности;

• организации питания;

• выполнения правил поведения учащихся.

ЕЖЕМЕСЯЧНО

Посещение:

• уроков учителей-предметников в своем классе.

Собеседование с:

• педагогом-психологом;

• педагогом социальным;

• педагогом-организатором:

• учителями-предметниками.

Организация:

• заседаний родительского комитета класса;

• работы классного актива.

НЕ РЕЖЕ ОДНОГО РАЗА В ЧЕТВЕРТЬ

Проводит:

• родительское собрание.

В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Оформляет:

• классный журнал;

• личные дела учащихся.

Участвует в работе:

• методического объединения классных руководителей;

• педагогического совета.

Анализирует:

• воспитательную работу;

• успеваемость;

• уровень воспитанности учащихся.

В КОНЦЕ ГОДА:

• анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся;

• собирает и представляет администрации школы стати­стическую отчетность (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.).

свернуть

Функциональные обязанности классного руководителя

Общие положения
  1. Классный руководитель назначается и освобождается директором школы.
  2. Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе.
  3. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Декретами и Указами Президента Республики Беларусь, решениями Правительства и Министерства образования Республики Беларусь, распорядительными документами отдела образования Минского районного исполнительного комитета по вопросам воспитания учащихся, Уставом гимназии, Правилами внутреннего трудового распорядка.
  4. Классный руководитель соблюдает Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», Кодекс Республики Беларусь об образовании.
Функции. 1. Организация образовательного процесса

Классный руководитель:

  • осуществляет контроль за успеваемостью и посещаемостью учащихся;
  • занимается воспитанием учащихся, формированием у них общей культуры, содействует социализации обучающихся;
  • защищает права ребёнка, организовывает выполнение учащимися Устава школы;
  • ведет в установленном порядке документацию класса, проверяет дневники учащихся в конце каждой недели, следит за правильностью записей в нем, отмечает количество пропущенных уроков, делает замечания о поведении учащихся;
  • сотрудничает с учителями-предметниками, педагогом социальным, педагогом-психологом, создает комфортные психологические условия для пребывания ребенка в школе;
  • проводит индивидуальную работу с учащимися и их родителями по повышению успеваемости класса;
  • планирует и организует воспитательную работу с учащимися с учетом специфики и особенностей класса, плана работы школы на текущий учебный год;
  • организует горячее питание учащихся класса, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических требований учащимися класса при приеме пищи;
  • организует досуг учащихся в каникулярное время;
  • участвует в организации летнего оздоровления учащихся в школьных и профильных лагерях;
  • в обязательном порядке посещает все инструктивные совещания, в случае своего отсутствия на них (независимо от причины) обязан сообщить об этом заранее, узнать содержание прошедших совещаний, а также выполнить в срок все указания, полученные на этих совещаниях.
2. Работа с семьей

Классный руководитель:

  • проводит диагностику семейных отношений, микроклимата семьи;
  • посещает учащихся своего класса на дому, проводит рейды «Подросток», «Семья», изучает быт ребенка, условия его воспитания и обучения; выявляет неблагополучные, малообеспеченные семьи, семьи с признаками ненадлежащего воспитания и содержания детей в семьях, а также неполные семьи; оказывает содействие и осуществляет первостепенный контроль за детьми из данных семей, планирует более частые их посещения в целях оказания помощи, а также профилактики правонарушений учащихся;
  • привлекает родителей к активному участию в жизни класса и школы: коллективной трудовой деятельности, участию в подходах, экскурсиях, спортивных и других мероприятиях;
  • проводит родительские собрания и заседания родительского комитета, дни открытых дверей для родителей, обобщает и пропагандирует опыт семейного воспитания, проводит семейные встречи и праздники, организует семейные кружки и выставки;
  • организует работу по государственной защите детей, находящихся в социально опасном положении.
  • же в течение всего учебного дня контролирует в закрепленном за классом учебном помещении состояние правил безопасности. В случае нарушения требований общей безопасности, санитарно-гигиенических правил, угрожающих здоровью и жизни учащихся, принимает меры по их устранению или переводит учащихся в другое помещение, сообщив об этом администрации школы.
  • организует в учебном классе безопасное состояние помещения, мебели, электропроводки, электросветильников, наглядной агитации;
  • выполняет сам и обеспечивает выполнение всеми учащимися класса правил общей безопасности в школе;
  • не выполняет сам и не допускает учащихся к выполнению работ, не отвечающих требованиям безопасности;
  • не допускает внесения в официальные документы (классные журналы, журналы регистрации инструктажей, дневники учащихся и т.п.) ложных сведений и записей по вопросам охраны труда;
  • ежегодно перед началом отопительного сезона в целях обеспечения нормального температурного режима организует в классе оклейку окон;
  • при проведении любых массовых мероприятий, походов, работ проводит обучение мерам безопасного поведения учащихся своего класса;
  • организует питание учащихся в столовой;
  • сообщает директору школы, его заместителям о каждом несчастном случае, которые произошли с учащимися класса;
  • осуществляет надлежащий надзор за учащимися, чтобы не допустить совершения учащимися действий, наносящих ущерб своему здоровью и жизни, а также другим учащимся или работникам школы
  • не допускает служебной халатности и несет личную ответственность за сохранение здоровья и жизни учащихся при проведении классных, школьных и внешкольных мероприятий.
3.  Организация самоуправления в классе

Классный руководитель:

  • организует в начале учебного года выборы актива класса, распределение поручений для учащихся, осуществляет руководство и контроль за их деятельностью;
  • оказывает педагогическую помощь в организации и работе ученического самоуправления, первичных организаций БРСМ, БРПО.
  • выявляет уровень интересов детей, вовлекая их в работу кружков, спортивных секций, занятий по интересам.
4. Трудовая деятельность класса
Классный руководитель:
  • организует дежурство учащихся, привлекает их к уборке класса, школы, школьного двора, к работе в ремонтных бригадах, другим трудовым акциям;
  • ведет учет трудовых дел каждого ученика;
  • организует ученический коллектив для проведения общешкольных мероприятий
5. Психолого-педагогическая диагностика и коррекцияexpand_less

Классный руководитель:

  • проводит диагностику личности (при помощи педагога-психолога): выявляет уровень тревожности ребенка, его индивидуальные способности, уровень адаптации к школе, воспитанности и др.
  • регулярно изучает классный коллектив: определяет уровень его воспитанности, развития, сплоченности и т.д., наблюдает за развитием межличностных отношений, психологического климата в коллективе и др.;
  • изучает семьи учащихся;
  • изучает социум ребенка, его окружение, наклонности и способности;
  • создает социальный паспорт класса;
  • определяет основные методы и формы работы с классом, способствующие формированию коллектива детей и родителей, воспитанию каждого ребенка.
6. Индивидуальная работа с детьми
Классный руководитель обязан:
  • вести дневник наблюдений за детьми своего класса (журнал классного руководителя);
  • на основе психолого-педагогической диагностики выявлять детей, имеющих склонности к различным видам деятельности, изолированных детей, а также детей, склонных к совершению аморальных поступков и правонарушений;
  • создавать индивидуальные планы работы с этими детьми, вовлекая их в общешкольную и классную деятельность.
7. Работа по обеспечению здоровых и безопасных условий воспитательного процесса в классе

Классный руководитель:

  • ежедневно до начала занятий, а также в течение всего учебного дня контролирует в закрепленном за классом учебном помещении состояние правил безопасности. В случае нарушения требований общей безопасности, санитарно-гигиенических правил, угрожающих здоровью и жизни учащихся, принимает меры по их устранению или переводит учащихся в другое помещение, сообщив об этом администрации школы.
  • организует в учебном классе безопасное состояние помещения, мебели, электропроводки, электросветильников, наглядной агитации;
  • выполняет сам и обеспечивает выполнение всеми учащимися класса правил общей безопасности в школе;
  • не выполняет сам и не допускает учащихся к выполнению работ, не отвечающих требованиям безопасности;
  • не допускает внесения в официальные документы (классные журналы, журналы регистрации инструктажей, дневники учащихся и т.п.) ложных сведений и записей по вопросам охраны труда;
  • ежегодно перед началом отопительного сезона в целях обеспечения нормального температурного режима организует в классе оклейку окон;
  • при проведении любых массовых мероприятий, походов, работ проводит обучение мерам безопасного поведения учащихся своего класса;
  • организует питание учащихся в столовой;
  • сообщает директору школы, его заместителям о каждом несчастном случае, которые произошли с учащимися класса;
  • осуществляет надлежащий надзор за учащимися, чтобы не допустить совершения учащимися действий, наносящих ущерб своему здоровью и жизни, а также другим учащимся или работникам школы
  • не допускает служебной халатности и несет личную ответственность за сохранение здоровья и жизни учащихся при проведении классных, школьных и внешкольных мероприятий.
8. Работа по организации шестого школьного дня
Классный руководитель:
  • планирует и обеспечивает качественное проведение мероприятий с классом в шестой школьный день;
  • обеспечивает организацию свободного времени детей и подростков в шестой школьный день;
  • ведет учет посещаемости учащимися класса мероприятий шестого школьного дня;
  • взаимодействует с семьей по включению родителей в организацию шестого школьного дня;
  • предоставляет ежемесячно отчет с приложением фотографий о проведении с классом мероприятий шестого школьного дня (срок: до 5 числа следующего календарного месяца).
Ответственность

Классный руководитель:

  • несет ответственность за жизнь и здоровье учеников класса, обеспечивает безопасную организацию и проведение образовательного процесса;
  • регулярно проводит с учащимися класса занятия по обучению мерам безопасного поведения;
  • овладевает здоровьесберегающими воспитательными технологиями;
  • проводит регулярную просветительскую работу по формированию у учащихся основ здорового образа жизни;
  • обучает учащихся планировать свой рабочий день, соблюдать режим дня, выбирать оптимальный режим учебной нагрузки;
  • несет ответственность за повышение уровня воспитанности учащихся класса.
Взаимоотношения. Связи по должности

Классный руководитель:

  1. Работает в режиме шестидневной школьной недели.
  2. Получает от администрации школы, социально-психологической службы материалы нормативно-правового и организационно-воспитательного характера.
  3. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию с администрацией, социально-психологической службой, педагогическими работниками школы.
Заповеди хорошего учителя и классного руководителя
  • Умей признавать свои ошибки (и уж тем более старайся не повторять их). Не бойся ошибок – на ошибках учатся.
  • Если увидел что-то, плохо сделанное детьми, подумай, в чем твоя ошибка.
  • Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве – тебе будет легче понять ребенка.
  • Старайся в любой ситуации представить себя на месте ребенка (нравится ли, что и как тебе говорит учитель; что ты чувствуешь при этом; каковы твои желания и отношение к нему).
  • Откажись от идей превосходства, желания залезть в душу ребенка и принуждать его к откровенности; умей выслушивать ребенка и ждать, пока он сам захочет рассказать тебе о своих проблемах и сокровенных тайнах.
  • Старайся видеть успехи детей и радоваться каждому из них.
  • Принимай ребенка таким, какой он есть со всеми его достоинствами и недостатками, ведь и ты не идеал. У каждого человека есть положительные качества, вот и делай на них ставку.
  • Всегда нужно найти то, за что похвалить.
  • Постарайся общаться и сотрудничать с детьми как можно больше (вместе оформить стенгазету, вместе принять решение и т.д.).
  • Не делай ничего за ребенка, а делай вместе с ним.
  • Будь готов понять интересы ребят, их взгляды, настроение, моду, кумиров и пр.
  • Жалок учитель, лишенный чувства юмора.
  • Умей выслушать и услышать каждый ответ ребенка.
  • Научись не приказывать, а просить, тогда ребенок все сделает.
  • Помни, человек сложен.
  • Не будь ханжой в острых и трудных вопросах детской жизни.
  • Научись все видеть и слышать и кое-что не замечать.
  • Не читай много нотаций – все равно не поможет.
  • Не всегда ищи виноватого.
  • Главное достоинство учителя – это чувство справедливости.
  • Не гонись за любовью детей, она сама тебя догонит.
  • Не играй в друзья с детьми, а будь им другом.
  • Поручай детям такие дела, в которых они видели бы результат своей деятельности.
  • Не выбирай себе любимчиков.
  • Чтобы иметь согласие – уважай разногласия.
  • Не нужно отыгрываться на детях, если у тебя плохое настроение.
  • Не убивай ребенка потоком знаний.
  • Если Вам кажется, что Вас не любят дети, то Вам правильно кажется.
  • Если Вы говорите, что у Вас ужасные дети, Вы правы: у Вас они не могут быть другими.

 

Циклограмма деятельности классного руководителя

     ЕЖЕДНЕВНО 

Контроль за:

•   посещением занятий;

•   внешним видом обучающихся;

•   состоянием здоровья;

•   выполнением правил внутришкольного распорядка учащимися;

Профилактика:

•   опозданий;

•   противоправного поведения;

•   конфликтов.

Организация:

•  дежурства учащихся в классном кабинете;

•   питания учащихся;

•   ученического самоуправления;

•   индивидуальной работы с учащимися и их законными представителями.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНО

Контроль за:

•   ведением дневников;

•   пропусками уроков.

Организация и проведение:

•   информационного часа, классного часа, мероприятий ;

•  работы с родителями;

•  работы с учителями-предметниками, работающими в классе.

 Анализ:

•   успеваемости;

•  уровня воспитанности;

•   организации питания;

•   выполнения правил поведения учащихся.

ЕЖЕМЕСЯЧНО

Посещение:

•   уроков учителей-предметников в своем классе.

Собеседование с:

•   педагогом-психологом;

•   педагогом социальным;

•   педагогом-организатором:

•   учителями-предметниками.

 Организация:

•   заседаний родительского комитета класса;

•   работы классного актива.

НЕ РЕЖЕ ОДНОГО РАЗА В ЧЕТВЕРТЬ

 Проводит:

•   родительское собрание.

В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Оформляет:

•   классный журнал;

•   личные дела учащихся.

 Участвует в работе:

•   методического объединения классных руководителей;

•   педагогического совета.

Анализирует:

•   воспитательную работу;

•   успеваемость;

•   уровень воспитанности учащихся.

В КОНЦЕ ГОДА:

•   анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся;

•   собирает и представляет администрации школы стати­стическую отчетность (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.).

свернуть
поделиться в: