Школа будучага першакласніка

«Школа не должна вносить резкого перелома

в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок

продолжает делать сегодня то, что делал вчера.

Пусть новое появляется в его жизни постепенно

и не ошеломляет лавиной впечатлений»

В.А. Сухомлинский

 

График работы "школы будущего первоклассника":

суббота

с 10.00 до 11.00 

(учитель - Жинко Жанна Алексеевна)

 

Поступление в школу – начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых правил и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

В жизни каждой семьи есть периоды, когда нужно сделать правильный выбор, прежде чем принять окончательное решение. Один из таких периодов — поступление ребенка в школу.

Этот период связан с переживаниями, сомнениями, определенными планами. И каждого родителя с приближением этого дня, когда ребенок переступит порог школы и начнет учиться, волнуют вопросы: Как его ребенок пойдет в школу? С какими трудностями он там столкнется? Справится ли с возникшими проблемами? Как вольется в новый детский коллектив?

И следующий вопрос, который возникает у мам и пап малыша: необходимо ли готовить своего ребенка к школе? Может лучше совсем не готовить, придет время, там всему и обучится? По этому вопросу педагоги и психологи придерживаются одной позиции – готовить ребенка к обучению в школе обязательно надо. Только без принуждения и наказаний и обязательно в игровой форме. Подготовка к школе — это кропотливая работа, и хорошие результаты возможны только при систематических и планомерных занятиях.

Понимая важность подготовки к школе, мы организовали целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни. Педагогами школы разработана комплексная программа по подготовке детей к школе. Подготовительные занятия в «Школе будущего первоклассника» являются введением ребёнка в школьную жизнь.

Занятия направлены на развитие познавательной активности, интеллекта, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер деятельности. Подбирая материал, мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления.

Ребёнок, переступающий порог школы, должен соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В этом залог его будущей школьной успеваемости.

          К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определённый кругозор, запас конкретных знаний, проходят определённую подготовку в детском дошкольном учреждении и перед ними встаёт проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе.

          « В школе будущего первоклассника» работа строится с детьми переходного возраста от дошкольного к школьному, для которого характерна естественная потребность к учению, к новым отношениям. И педагоги данной школы, таким образом, являются первыми людьми, которые помогают формировать, развивать и удовлетворять эту потребность.

           Проблема готовности ребёнка к школе существовала всегда, но была сформулирована как проблема несколько десятилетий назад. Понимание проблемы подготовки детей к школе постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание учёных и педагогов было сосредоточено на том, какие знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание.

Изучив вопросы теории по обсуждаемой проблеме, мы выделим наиболее приемлемые для развития нашей школы основополагающие идеи:

 . создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;

 . создание системы непрерывного обучения дошкольников, в основе которой лежит идея интеграции. Интеграцию мы понимаем как процесс, в ходе которого разобщённые элементы посредством синтеза объединяют в целостную систему; формирование речевой и психологической готовности к школе.

    В своей работе мы учитываем то, что умственные процессы, определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.

  « Школа будущего первоклассника» способствует углубленной подготовке детей к обучению в школе.

 

Что нужно знать родителям будущих первоклассников

Что нужно знать родителям будущих первоклассников:

Что такое готовность к обучению в школе? Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе? Как сделать, чтобы ребенок легко учился и с удовольствием ходил в школу?

Развитие ребенка от 5 до 7 лет очень важно, потому что после 7 лет формирование основных психических функций, обеспечивающих успешность в школе, заканчивается. И если в этот период что-либо не сформировано, то потом нужно приложить намного больше усилий, чтобы "добрать недобранное".

Многие родители думают, что подготовка к первому классу, если научили его считать, читать и писать. Безусловно, эти навыки очень важны, но не они определяют готовность ребенка к школе.

Существуют критерии школьной готовности:

  • физиологическая;
  • социальная (личностная);
  • интеллектуальная (психологическая).

Показатели физиологической готовности ребенка к школе - его физическое развитие (антропометрические данные: рост и вес); уровень биологического развития (изменение пропорций тела, смена зубов); состояние здоровья. Прогулки, плавание, велосипед, подвижные игры - прекрасные способы физического развития ребенка и укрепления его здоровья.

 Социальная готовность будущего первокласника - это, в первую очередь, мотивация готовности к школьному обучению, ведь очень важно, чтобы ребенок хотел идти в школу. Не менее важно формирование у ребенка адекватной самооценки (не завышенной и не заниженной). К моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. 

Интеллектуальная (психическая готовность) - готовность всех психических процессов, развитые коммуникативные навыки, умение работать в группе... Это определенный кругозор, запас конкретных знаний, понимание ребенком основных закономерностей.

Как мы уже отмечали, именно возрасте 5 - 7 лет у ребенка формируются психические функции, обеспечивающие впоследствии школьную успешность. У ребенка должны быть развиты любознательность, желание узнавать новое, речь, память, внимание, мышление, высокий уровень сенсорного развития, т. е. все психические процессы.

 

Что можно посоветовать родителям будущих первоклассников?

Принципиально важными вещами для успешной учебы в школе являются развитый фонематический слух (умение слышать звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки), чувство величины (понимание того, что за каждой цифрой стоит величина), ориентация в пространстве. 

Грамотно построенные развивающие занятия обеспечивают интеллектуальное и личностное развитие ребенка, его уверенность в себе, инициативность, желание узнавать новое, стремление к результату.

Родителям будущих первоклассников очень важно отвечать на вопросы, которые задает ребенок, не отгораживать его от окружающей жизни. Ведь опыт, полученный ребенком в повседневной жизни, бесценен. Также надо помнить, что самый важный способ развития - читать ребенку книги. Очень полезны занятия, развивающие фантазию, воображение, смекалку: рисование, лепка, конструирование.

Создавайте ситуации успеха вокруг ребенка, поддерживайте его, дайте ему право на ошибку (ведь боязнь ошибки приводит к трусости мысли), на ежедневное участие в жизни семьи - этим вы обеспечите полноценное развитие ребенка и его готовность к школьному обучению.

 

свернуть

Как подготовить ребёнка к школе.

Как подготовить ребёнка к школе.

На будущий год Ваш ребенок пойдет в первый класс. Перед родителями встают вопросы:

· Как подготовить ребенка к школе?

· На что нужно обратить внимание, чтобы переход из ДОУ в школу был менее болезненным?

Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Однако готовность к школе – это и физическая, и нравственная, и психологическая, и мыслительная готовность к обучению.

Физическая готовность

Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести лет.

Нравственная готовность

Ø умение строить отношения с учителем;

Ø умение общаться со сверстниками;

Ø вежливость, сдержанность, послушание.

Ø отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

 

Психологическая готовность

Ø это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;

Ø это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);

Ø умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

Ø это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Развитие школьно-значимых психологических функций:

Ø развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);

Ø пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);

Ø координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

Ø развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);

Ø развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);

Ø развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).

Мыслительная готовность:

Ø Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.

Ø Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова:«потому, что»; «если, то»; «поэтому».

Ø Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».

Ø Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

Ø Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.

Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний

Ø Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.

Ø Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.

Ø Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.

Ø Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.

Ø Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.

Ø Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!

Ø Перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка. 

Подготовка к чтению:

Ø 6-7 летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита, но многие могут слитно читать слоги, а некоторые - и целые тексты.

Ø Несмотря на такую разную подготовку, все дети устают от процесса чтения очень быстро. Чередуйте это занятие с отдыхом. Пусть ребёнок "погримасничает" перед зеркалом, произнося чётко и громко звуки, отдельно и плавно. Это развивает артикуляционный аппарат.

Подготовка к письму:

Ø ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.

Подготовка к грамматике:

Ø ребёнок может легко выделить в слове заданный звук, назвать в слове все звуки по порядку. Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.) В тексте он так же может назвать количество предложений. Он умеет отвечать на вопросы "кто", "что" и сам их задавать. То есть 6-7 летний ребёнок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы. Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!

Подготовка к математике:

Ø успешность в этом предмете зависит от освоения и умения двигаться в трёхмерном пространстве. Поэтому помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями: "вверх-вниз", "вправо-влево", "прямо, по кругу, наискосок", "больше-меньше", "старше-моложе", "горизонтально-вертикально" и т.д., объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.

Запомните:

Ø При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.

Ø Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).

Ø Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.

В соответствии с программой подготовительной группы д/с ребенок при записи в 1 класс должен:

Ø Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.

Ø Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

Ø Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

Ø Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов.

Ø Уметь сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно.

Ø Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.

Ø Уметь находить в группе предметов лишний (из группы «Одежда» убрать цветок).

Ø Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.

Ø Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

Ø Иметь пространственные представления: право-лево, вверх-вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо.

Ø Уметь культурно общаться с другими детьми.

Ø Слушать старших и выполнять их распоряжения.

 

свернуть